"Ведомости", 11.04.2008, №66 (2088)

Картина мира в деталях

Главная интрига нынешней фотобиеннале — Андреас Гурский. Его работы привезли к нам впервые, и хотелось понять, почему за них платят рекордные для фотографии суммы. Выставка дала ответ.

Ольга Кабанова

Коммерческий успех Гурского — не просчитанная акция, не спекуляция на законах рынка и медиа (вроде бриллиантового черепа Дэмиана Херста), хотя аукционная продажа его фотографии «99 центов» за $3,3 млн — идеальный повод для сенсационного заголовка.

Андреас Гурский — настоящий художник-монументалист, мастер большой темы, а крупный формат — материальный и идейный — в искусстве всегда дорого стоит. Но и художественные достоинства работ немецкого фотографа очевидны. Что бы ни говорили хулители современного искусства, высокая цена на произведение объясняется его эстетическим уровнем и качеством. Правда, и исключения нередки.

Ретроспектива Гурского в фонде «Екатерина» — внушительное зрелище: размер каждой из трех десятков показанных работ — несколько квадратных метров. Часть из них — отличного качества величественные пейзажи: горные вершины, воды Рейна, но не они принесли фотографу славу.

Шанхайский банк, чикагская торговая палата, кувейтская биржа, пит-стоп «Формулы-1», спортивный праздник в Пхеньяне, пляж популярного итальянского курорта, бесконечные прилавки американского гипермаркета (сюжет «99 центов») — места скопления людей, денег, товаров, эмоций, энергии. Эти главные, ключевые места современной цивилизации, ее эрогенные зоны сняты Гурским эпически отстраненно. Без эмоций и личного пристрастия, но исключительно впечатляюще.

Каждая фотофреска воспринимается взглядом как целое, но — и в этом проявляется феноменальное мастерство Гурского — как-то сверхъестественно, гиперреалистично. Стараясь понять, как достигается это впечатление тишины и надмирного парения, понимаешь, что точку съемки определить невозможно. Гурский — художник, хотя и делает фотографии. Его фотополотна, как правило, — оцифрованное совмещение нескольких снимков, сделанных с разных точек. Из них он составляет свои большие картины.

В результате этого приема в человеческом и товарном муравейнике виден каждый персонаж: всякая баночка по цене $2,99 или флакончик за $3,99 на прилавках гипермаркета, индивидуальная поза любого из сотен игроков кувейтской биржи (хотя все они в одинаковых белых рубахах и платках), улыбка отдельно взятой участницы массового спортивного праздника, интерьеры всех офисов в окнах небоскреба шанхайского банка. Все детали многонаселенной картины Гурского можно рассмотреть, каждый фрагмент, составляющий целое, особенный.

И кажется, что именно так — как огромную массу индивидуальностей — современный мир готов себя видеть (и хорошо платить за такое лестное видение). И так, кажется, людей должен видеть Бог. Но Бог — это Любовь, а Гурский — только современный художник, фотограф. Его лучшие фотографии — монументальные и многонаселенные, как церковные фрески, — величественны, но холодны. Они впечатляют, восхищают, завораживают, но не трогают. Люди все равно на них еле различимы и видятся прежде всего элементами сложного мозаичного узора, смысл которого неясен. Ведь и на огромной фотографии городской свалки у Гурского хорошо видны детали.

Продлится До 18 мая




График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка