"РБК daily", 29 октября 2009

Третьяковке привиделся балет На Крымском Валу открылась выставка в честь Сергея Дягилева и русского балета

В Третьяковской галерее начала работу выставка «Видение танца». Она приурочена к столетию «Русских сезонов» — балетной антрепризы, организованной в Европе великим импресарио и менеджером Сергеем Дягилевым. Экспозиция на Крымском Валу — итог сотрудничества музеев мира и частных коллекционеров.

Сергей Прокофьев назвал Дягилева «громадной и несомненно единственной фигурой, размеры которой увеличиваются, по мере того как она удаляется». Эти слова явно вдохновили организаторов юбилейной выставки (совместно с Третьяковкой экспозицию делали фонд культуры «Екатерина» и Новый национальный музей Монако). Проект рассказывает, как в течение двадцати лет, с 1909-го по 1929-й, усилиями одного человека с удивительным чутьем на таланты развернулась грандиозная творческая панорама, захватившая Европу размахом и качест­вом художественного продукта.

Дягилев, чьим портретом кисти Серова открывается экспозиция, был движущей силой, мотором долгосрочного проекта, включавшего в себя живописные выставки и оперные спектакли, но прежде всего и дольше всего балет. Труппа, как хорошо показывает экспозиция, отдала дань и классическому, и авангардному танцу, она культивировала утонченный пассеизм и бесстрашный эксперимент. Частная антреприза, постоянно существовавшая на грани коммерческого фола и финансовых рисков, в итоге оказалась важной культурной вехой. Как сказано в предисловии к роскошному трехсотстраничному каталогу выставки, «русский балет доставлял радость и будоражил, прельщал и отторгал и стал легендой еще при жизни».

Экспозиция, по словам организаторов, устроена как «маленький спектакль». Он поставлен на базе пятисот экспонатов, большая часть которых недавно выставлялась на аналогичной выставке в Монако. Среди раритетов грандиозный занавес Пикассо к балету «Голубой экспресс», прибывший из лондонского Музея Виктории и Альберта, конструктивистские одеяния к балету «Шут», костюмы Матисса для балета «Соловей», вручную расписанные самим художником. Выставлены проекты сценографии и уличной рекламы спектаклей, соз­данные великими русскими творцами — Рерихом, Бакстом, Бенуа, Ларионовым, Гончаровой. А также иностранными гениями — Кокто, Браком и Дереном. Экспонируются живописные и фотопортреты знаменитых участников дягилевской антрепризы — от Анны Павловой и Вацлава Нижинского до Игоря Стравинского и Федора Шаляпина.

Сам Сергей Дягилев (по его самоописанию, «человек с большим количеством логики и малым количеством принципов») говорил, что для него «вопрос русских культурных побед есть вопрос жизни». Теперь, по прошествии ста лет, на выставке в Третьяковке в гуще фотографий, эскизов декораций, афиш, макетов, подлинных сценических костюмов и личных вещей знаменитостей понимаешь, что такое настоящий, качественный менеджмент в искусстве. Это то, что делал Дягилев, когда рассматривал искусство как диалог всех времен и народов, прославлял традиции и потрясал новаторством, достигал эстетического прорыва через сенсации и скандалы и умел сочетать невероятные замыслы с трезвым расчетом.

МАЙЯ КРЫЛОВА



График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка