«Московский комсомолец», 12 апреля 2010

Кризис как потерянный рай
На фотобиеннале показали упадок Америки и романтику промышленных зданий

Кризис у всех на устах уже второй год. О том, как переживает Новый Свет последствия кризиса, рассказывают фотографии Энтони Сво. Победитель авторитетного конкурса World Press Photo-2008 запечатлел массовые забастовки: самый масштабный снимок занимает три широких фотолиста! Современная звезда фотографии соседствует с легендарной фоточетой. Немцы Бернд и Хилла Бехер начали составлять типологии индустриальных зданий в 50-х. Сегодня их концептуализм оценивается в миллионы долларов. “МК” побывал на открытии звездных проектов. 

Весь первый этаж фонда “Екатерина” посвящен “Индустриальной археологии” четы Бехер.  

— Чтобы сделать эти снимки, супругам Бехер приходилось иногда неделями ждать подходящей погоды, — вещает директор Дома фотографии Ольга Свиблова. — В отличие от других выдающихся фотографов своего времени Бернд и Хилла еще и педагоги. Основанная ими Дюссельдорфская школа фотографии выпустила целое поколение замечательных фотографов.  

Бернд и Хилла встретились в 50-х годах и сразу начали снимать индустриальные постройки. Угольные шахты, элеваторы, водонапорные башни, попав в объектив Бехеров, превращаются в концептуальное искусство. В нескольких залах — продуманная типология индустриальных построек со всего мира. Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания... В веренице снимков легко различить типы. Вот серия зданий, напоминающих рюмки (на тонком основании, расширяющиеся вверху). Или наоборот — башни-бутылки. Элеваторы, похожие на граненые цилиндры, шахты-кубы, доменные печи с однотипными разветвляющимися трубами. Вот она, романтика урбанизации!  

Путь к признанию для Бехеров был тернист. То в родной Германии их принимали за коммунистических шпионов, то не пускали в СССР из-за якобы бюрократических неразберих. Тем не менее они стали первыми фотографами, получившими приз Венецианской биеннале. И в какой категории? Скульптура! Как еще назвать их типологии? Кстати, сами Бернд и Хилла назвали объекты, которым посвятили всю жизнь, “мушками-однодневками”. Промпостройки быстро устаревают, их нужно часто обновлять, ремонтировать. Так что им повезло застать здания ХIХ и начала ХХ в., которых уже нет.  

А вот темы Энтони Сво, политического репортера, далеки от концептуального искусства, зато близки переживаниям общества. Сво — хроникер своего времени и своей страны. Его выставка получила название “Потерянный рай. Америка во время кризиса”. Поражающие своей массовостью забастовки и опустевшие стоянки заводов, закрывшихся во время кризиса, — все это попало в его объектив. Но автор считает, что не только события последних лет должны быть на этой выставке. Он начинает выставку с предыстории, с инаугурации Джорджа Буша. Именно это событие стало его первой съемкой после 20 лет отсутствия в США. Все знаковые события — 11 сентября, война в Ираке, ураган “Катрина” и даже проблема мексиканской эмиграции — связаны, по мнению Сво, с финансовым, политическим и моральным банкротством его страны.  

Мария Москвичева


График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка