РЕВИЗОР.РУ, 28.03.2018

Сяду в скорый поезд

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представил Москве крупную выставочную экспозицию «Прибытие поезда»

Владимир Кожухарь. «Без названия. (Цистерна)»

Владимир Кожухарь. «Без названия. (Цистерна)»


Бескрайние просторы России быстро пересечь, конечно, можно на самолёте. Но на поезде такое путешествие куда привлекательнее. В масштабном пространственном травелоге, расположенном на трёх этажах, участвуют кинематограф и музыкальные произведения, литература и живопись, театр и фотография. Итак, поезд отправляется.

Началом экспозиции, как принято, служит история. Каждый посетитель попадает в мир эры кинематографии и знаменитого фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Скоростной локомотив символизирует зарождение нового витка развития коммуникации, технологий, культуры. Есть свидетельства паники публики при первом показе этого фильма – глаз зрителя начала ХХ века ещё не научился воспринимать ожившее изображение железного монстра. Начало ХХ века объединило русскую и мировую культуры. На фоне видеокомпозиции Владимира Смоляра «Транссибирская сюита», сотканной из музыкальных фрагментов Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского пролетают полотна Марка Шагала и Михаила Ларионова, Казимира Малевича и Василия Кандинского. В этой же части экспозиции можно полюбоваться кадрами фильмов Жоржа Мельеса, Ман Рея, инспирированные ритмами раннего джаза.

Владимир Смоляр. «Транссибирская сюита»

Владимир Смоляр. «Транссибирская сюита»


Следующий раздел – «Миростроительное депо». Тут всё отдано на откуп достижений советской и американской кинематографии 1930-х годов. Вспомним «Симфонию Донбасса» Дзиги Вертова, «Пасифик 231» Михаила Цехановского и «Кинопоезд» Александра Медведкина. За океаном тема движения поезда воплотилась в стилистике вестернов и мюзиклов и, конечно, незабываемой «Серенады солнечной долины» – все помнят знаменитую песенку в исполнении оркестра Гленна Миллера «Поезд на Чаттанугу». Тут же представлены оригинальные работы как советских художников, выполненные в технике фотомонтажа и конструктивистского плаката, так и современные. Работа Алексея Гончаренко «Электровоз Вл22 (Владимир Ленин)» переносит нас в движущийся техногенный мир проунов, цифр, прямых и овальных линий. Здесь же можно совершить путешествие во времени и пространстве: отправиться в вагоне подземки на Таймс-сквер, а выйти на Красной площади в Москве. Ничего удивительного! Видеоинсталляция Натальи и Валерия Черкашиных позволяет совершить и такую поездку.

Кузьма Николаев. «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске»

Кузьма Николаев. «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске»


Финальный раздел выставки обращается к образу поезда в художественной литературе, театре и классике второго русского авангарда. Безусловно занимательным предстают вспыхивающие цитаты из прощального стихотворения Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья» в инсталляции Леонида Тишкова. Это уже путешествие русской души из бытия в небытие, ожидание скорой встречи уже там…, в мире ином… Недаром у стены с есенинской цитатой стоит чемодан, наполненный звёздами. Это последний багаж каждого пассажира.«Мы живём здесь на земле, думая, что мы здесь надолго, а это всего лишь остановка, полустанок. Мы ждём прибытия поезда, что следует в вечность. Уже куплена плацкарта, скоро прибудет поезд, но как не хочется покидать многолюдный теплый шумный вокзал…» (Леонид Тишков). А приходится. Щемит сердце от просмотра фрагмента спектакля Дмитрия Крымова «Тарарабумбия». Перед взором посетителя предстаёт вагон для устриц, в котором из Баденвейлера в Россию доставили тело умершего писателя Антона Чехова. Грустная и трагедийно-комичная ситуация, соответствующая, к сожалению, всей эстетике его творчества.

Семён Файбисович. «Серый день»

Семён Файбисович. «Серый день»


Особое место в такой арт-территории занимает «кабинет» Вадима Абдрашитова, мастера новейшего киноязыка, практически в каждом фильме которого образ поезда становится важным символом. Вагон, купе – это не просто средство передвижения из пункта А в пункт Б. У режиссёра поезд являет собой возможность перемены участи, судьбы («Слово для защиты»), рока героя, даже может стать местом преступления. Так и случилось в фильме 1982 года «Остановился поезд». В основу сюжета вошла реальная авария, повлекшая за собой смерть машиниста. После случившейся трагедии следователь выявляет сложную череду бесконечных просчётов, халатностей, приведших к катастрофе. Метафора уходящего советского строя, его инерции выражена уже в самом названии фильма.

Наталья Данберг. «Точка схода»

Наталья Данберг. «Точка схода»


Сесть в плацкартный или спальный вагон, уехать, забыть себя прежнего ради себя же обновлённого предлагает выставочный проект «Прибытие поезда». Каждый может погрузиться в историю железнодорожного транспорта и научно-технического прогресса. Каждый может проехать сквозь всю страну эпохи ХХ века – от Калининграда до Владивостока через знаменитый и магический Транссиб, раздумывая у полотен и инсталляций Александра Бродского, Льва Мелехова, Ольги Чернышевой, Сергея Головача, Марины Черниковой и художников всех направлений современного визуального искусства. Только каждое такое путешествие, будь оно кинематографическое, музыкальное, литературное станет дорогой к себе. «Как немного нужно для счастья: сидеть уютно и тепло в таком вагоне, пить чай у лампы и беседовать о хорошем со случайным попутчиком, и уезжать навсегда, насовсем, чтобы не тянулась следом эта бессмысленная череда лет и поступков». Ради этого стоит купить билет.


Автор: Марина Абрамова

Оригинал статьи: http://www.rewizor.ru/museums-exhibitions/catalog/fond-kultury-ekaterina/pribytie-poezda/retsenzii/syadu-v-skoryy-poezd/

 

График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка