The Art Newspaper Russia, 29.03.2018

Художников, режиссеров и классиков литературы посадили на поезд

В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» открылась выставка «Прибытие поезда». Архитектурное решение экспозиции отсылает к ее названию: зрителям предлагается буквально войти в железнодорожный вагон и пройтись по составу

Семен Файбисович. «Серый день». 1990

Семен Файбисович. «Серый день». 1990


В документальном фильме «В будущее возьмут не всех» Илья Кабаков сравнивает этапы жизни человека с движением поезда. Образ поезда — важная тема для современного отечественного искусства, и музеи не раз к ней обращались. Достаточно вспомнить большую выставку «Россия в пути. 1920–1990», два года назад показанную в Палаццо делле Эспозициони в Риме, а затем и в Институте русского реалистического искусства в Москве, или не менее эффектный прошлогодний проект Третьяковской галереи в московском метро, где циркулировал поезд, каждый вагон которого представлял одно десятилетие в истории русского искусства XX века.

Выставка в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», совместный проект с Государственным центром современного искусства (ГЦСИ-РОСИЗО), также обращается к феномену поезда, но гораздо шире — в мировой культуре и с охватом еще и кинематографа с литературой.

Эрик Булатов. «Не прислоняться». 1984

Эрик Булатов. «Не прислоняться». 1984


«Мы показываем его [поезд] максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически», — говорит куратор проекта Виталий Пацюков. Экспозиция, разместившаяся на трех этажах фонда, архитектурно тоже выстроенная как поезд, где зритель передвигается как бы по составу, разделена на три больших тематических блока. В «Историческом поезде» напоминают, с чего все начиналось. С легендарных кадров «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер, фильма Жоржа Мельеса «Необыкновенное путешествие» и работ других классиков кинематографа на его заре. В разделе «Миростроительное депо» вновь царствует кинематограф с фрагментами советских фильмов 1930-х годов Дзиги Вертова, Александра Медведкина, Михаила Цехановского и американских вестернов, таких как «Большое ограбление поезда» и «Серенада Солнечной долины».

Наконец, в «Место действия — поезд» тема представлена в ее интерпретации театром, литературой и современными художниками разных поколений.

Владимир Кожухарь. «Без названия» («Цистерна»). 2005

Владимир Кожухарь. «Без названия» («Цистерна»). 2005


Это, например, триптих Take a Train (1992) классика нонконформизма Владимира Янкилевского (1992) и фильм «Поезд» Ольги Чернышевой (2003), инсталляция Александра Бродского в виде покачивающегося плацкартного вагона, «обращенного к культурной памяти нашего детства». Литературу здесь представляет роман Льва Толстого «Анна Каренина» в интерпретации Эрика Булатова, Владислава Ефимова, Ильи Кабакова и Льва Мелихова. Завершается же путешествие проектом Сержа Головача The Next Station is Chinatown, где съемки с места машиниста московского метро перемежаются таким же видеорядом из канадского Ванкувера. Неважно, где ты живешь, дорога объединяет всех.


Автор: Анастасия Китель

Оригинал статьи: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5521/

 

График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка